RSS

Москва готова к переходу на контрактную систему госзакупок

28.11.2013

1 января 2014 года вступает в силу федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который изменит многие положения существующей на данный момент процедуры закупок в бюджетных организациях.

Москва — один из пилотных регионов России, который начал переходить на контрактную систему раньше вступления закона в силу, начиная с 2011 года в столице применяются многие положения, которые в дальнейшем вошли в федеральный закон, рассказал в ходе пресс-конференции заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике В.Жуков. В столице не были реализованы только те положения закона, для введения которых необходимы были дополнительные законодательные акты федерального уровня, например расторжение контракта в одностороннем порядке, отметил он.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обращал внимание на то, как должны быть проведены и проконтролированы государственные закупки. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу 1 января 2014 года, делает акцент не только на процессе совершения закупки, но и на конечном результате. «Новый закон обязывает заказчиков публиковать свои планы закупок с обоснованием, для чего это нужно и почему именно это нужно», — сообщил В.Жуков и добавил, что контроль над процессом закупки и конечным результатом будут осуществлять не только федеральные и региональные органы, но и общественные организации.

Поэтапно до 2017 года будут вступать в силу изменения, которые в конечном итоге призваны принципиально изменить всю процедуру госзакупки и её контроля.

На федеральном уровне закон обязывает всех заказчиков размещать на официальных сайтах планы закупок на год (краткосрочные) и на три года (среднесрочные) вместе с обоснованием размещения заказа (в рамках государственной программы или для исполнения своих функций) для определения, целевая ли это закупка, и выбора конкретных товаров и услуг. Московские власти уже имеют определённые наработки в области долгосрочного и краткосрочного планирования.

Для контроля закупок на этом этапе в ближайшее время будут разработаны нормативы, которые будут устанавливать требования к качественно-функциональным характеристикам товаров, превышение нормативов будет основанием для дополнительных обоснований со стороны заказчика. Московскими властями разрабатывается целый ряд типовых технических заданий, в которых будут содержаться требования и характеристики предоставляемых услуг и товаров.

Любой представитель общественности, любая общественная организация уже на стадии планирования смогут обратиться в контролирующие органы для разъяснения необходимости той или иной закупки. Заказчик обязан отреагировать на все поступившие в его сторону обращения. В случае обоснованных замечаний план закупок может корректироваться или пересматриваться. В Москве применяются даже более жёсткие требования к общественным обсуждениям, чем те, что оговорены в федеральном законе: в соответствии с законом закупки свыше 1 млрд рублей проходят общественное обсуждение, в Москве обсуждаются закупки от 500 млн рублей.

Для упрощения процедуры оформления заявок и проведения аукционов и конкурсов московские власти создали «Портал поставщиков», объединяющий потенциальных исполнителей контрактов и заказчиков. Информационный ресурс содержит данные об организациях, товарах и услугах, а также ценах. Портал выгоден и организациям, имеющим право проводить закупки без аукционов и конкурсов. Однако в соответствии с процедурой, принятой в Москве, заказчик, совершающий небольшие закупки по ценам выше средних на «Портале поставщиков», будет подвергнут дополнительным проверкам со стороны контролирующих инстанций.

Столичные власти также разработали процедуру согласования проектов госзаказов, в рамках которой заказчик не может опубликовать свой запрос, если он укладывается в интервал от 3 млн до 100 млн, без согласования департамента, к которому относится заказчик. Заказ на сумму свыше 100 млн не может быть опубликован без разрешения рабочей межведомственной группы, в которую входят и представители федеральных органов.

Новый закон также вводит более гибкие процедуры выбора заказчиков, к которым относятся: конкурс с ограниченным участием, позволяющий предъявлять определённые требования к участникам; двухэтапный конкурс, в рамках которого сначала исполнители предлагают свои проекты, а уже после этого заказчик определяется со своими потребностями и повторно объявляет конкурс; запрос предложений — процедура, предназначенная для закупок за рубежом.

Особое внимание новый федеральный закон уделяет процедуре исполнения заказов. Контрактная система направлена на борьбу с недобросовестными исполнителями. В новом федеральном законе прописан ряд мер, направленных на борьбу с ситуациями, в которых на конкурс приходит или допускается только один исполнитель. В среднем по России 50% государственных закупок осуществляется по такому принципу. В Москве количество конкурсов, в которых участвует один представитель, значительно ниже и составляет всего 17–18%, сообщил в ходе пресс-конференции В.Жуков. В московской практике действует правило: если на конкурс или торги пришёл один поставщик, то контракт не может быть заключён без дополнительных проверок со стороны контролирующих органов, которые должны подтвердить или опровергнуть обоснованность наличия только одного поставщика.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати